Наш проект "Появился человечек" получил финансовую поддержку из федерального бюджета в целях достижения результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Цель проекта:
Создать и обеспечить функционирование центра психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи в дистанционном формате родителям детей в возрасте от 0 до 3 лет.
В ходе нашего проекта будут созданы видеоконсультации психолога, логопеда и педагога. Еще будет разработан программный продукт - "Диагностика психо-речевого развития детей раннего возраста", которым смогут самостоятельно пользоваться родители и специалисты. В группе социальной сети ВКонтакте создан и функционирует центр психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи в дистанционном формате родителям родителям детей в возрасте от 0 до 3 лет:
Педагог, логопед и психолог готовы ответить на ваши вопросы и дать полезные рекомендации по воспитанию и образованию детей. Свои вопросы вы можете писать в комментариях к постам или в сообщениях группы.
Представляем вам специалистов проекта.
Психолог проекта - Дарья Дмитриевна Харина. Детский и семейный психолог, руководитель Чудо-Сада.
Консультация психолога на ранних этапах развития ребенка позволит родителям понять правильно ли развивается психика ребенка. Раннее выявление, пусть даже незначительных, отклонений от норм развития позволит нивелировать риски коррекционной работы в будущем. Чем раньше отклонение будет выявлено, тем проще его устранить и нормализовать процесс развития.
Логопед проекта - Ольга Павловна
Колесова. Окончила Уральский государственный педагогический университет. Учитель-логопед, стаж 26 лет.
Педагога проекта "Получился человечек".- Анжела Валерьевна Попова. Воспитатель Чудо-Сада, специализируется на раннем дошкольном возрасте. Окончила факультет педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. "Одна из важных ролей педагога раннего возраста - это помочь ребенку стать самостоятельным, а также познакомить с нормами поведения и привить правила взаимодействия с окружающим его миром".
Если нет возможности обратиться непосредственно к специалисту логопеду-дефектологу, для определения уровня психоречевого развития ребёнка раннего возраста, рекомендуем воспользоваться программой
"Диагностика психо-речевого развития детей 1-3 лет".
скачать программу Видеоконсультации наших специалистов помогут родителям правильно выстроить взаимодействие с ребёнком, определить актуальные задачи развития и решить наиболее сложные проблемы воспитания.
Отвечаем на вопросы родителей
1. Вопрос родителей: С какого возраста нужно начинать читать ребёнку книги?
Отвечает педагог:
- Чтение детских книг должно быть ежедневным занятием в каждой семье дошкольника с самого раннего возраста.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ
В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится понимать речь и говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.
КАК ЧИТАТЬ?
• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
• Стихи со звукоподражанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Л. «Кому что снится»
3. Барто А. «Игрушки»
4. Бергельсон А. «Ура для комара»
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Е. «Стихи для детей»
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак С. «Детки в клетке»
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк»
13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»
2. Вопрос родителей: Ребёнок кусает других детей, что делать?
Отвечает наш психолог:
Дома ребенок выражает свои эмоции спокойно, а в детском коллективе кусает остальных ребят?
Конечно же такое поведение встречает серьезное негодование со стороны родителей покусанных малышей.
В первую очередь подход к решению вопроса зависит от возраста "кусателя". Если ребенку от 1 года до 3 лет, то выражение эмоций через укусы является нормой. Особенно в тех случаях, когда ребенок еще не в полной мере освоил речь. Укусы - это не всегда агрессия. Зачастую это демонстрация протеста, защиты, а так же привязанности, любви и заинтересованности.
Главная задача взрослых (родителей, воспитателей) - помочь ребенку преодолеть этот этап и научиться переживать эмоции без вреда для себя и окружающих.
Итак, как же можно помочь ребенку преодолеть этот этап развития?
В первую очередь следует начать с когнитивно-поведенческой терапии. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать игровые методики. Хорошо работают терапевтические сказки. Можно найти готовые или придумать свои. Эффективнее всего сказки иллюстрированные при помощи игрушек или кукольного театра. Сказку необходимо разыгрывать сообразно проблеме, которую необходимо решить.
Замечательный способ преодоления проблемы - позитивное подкрепление. При применении данного метода важна совместная работа родителей и воспитателей. Каждый вечер забирая ребенка, интересуйтесь у воспитателя о поведении малыша. Если ребенок за весь день никого не укусил и контролировал себя, родители его активно хвалят и торжественно вручают презент. Данный метод требует предварительной подготовки. У родителей всегда должен быть небольшой подарок для ребенка. Важно вручить его в саду и сразу после рассказа воспитателя.
Наиболее эффективный, но достаточно экстремальный способ выхода из "кусательного" возраста - отзеркаливание поведения. В данном случае можно укусить ребенка в ответ на его укус другого ребенка. Все дело в том, что у детей раннего возраста еще не развито абстрактное мышление. Поэтому совершенно неэффективно рассказывать ребенку, как больно было пострадавшему от укуса малышу. Для того, чтобы "кусатель" действительно понял чужую боль, ему необходимо пережить то же самое. Важно отразить поведение ребенка (укусить) сразу после происшествия. Так у ребенка сформируется причинно-следственная связь о том, что укусы - это больно и неприятно. Это позволит ему поскорее перерасти "кусающийся возраст".
Родителям важно помнить, что такое поведение может возникнуть у любого ребенка. Даже если ваш ребенок никогда не кусался, все может перемениться. Дорогие родители, будьте терпимее к особенностям как своих, так и чужих детей и мир станет добрее!
3. Вопрос родителей:
Отвечает наш логопед: Что делать, чтобы ребёнок вовремя заговорил?
Поздний запуск речи, задержка речевого развития, неговорящий ребёнок трёх лет - это печальная тенденция современности. Развитие речи и развитие интеллекта - взаимовлияющие процессы. Заботливые родители часто задают вопросы: "Что делать, чтобы ребёнок хорошо говорил?"
Советы нашего чудо-логопеда просты в исполнении и эффективны.
👶Пока ребенку от 0 до года.
❗ Очень важно понять, что телевизор, компьютер и различный гаджеты не научат ребёнка говорить: пока ребёнок не заговорил, уберите все игрушки и предметы, говорящие человеческим голосом. Ребёнок должен научиться отличать речь от остальных звуков, понять, что речь - это специфическая особенность человека.
А дальше всё просто, только надо это выполнять не эпизодически, а постоянно:
🤱Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
🤱Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
🤱С 6 месяцев подключайте чистоговорки, короткие стишки для слогового подражания
🤱С 9 месяцев Игры с различными звуками:
- Цокаем как лошадка,
- Сопим как ёжик,
- Чмокаем – целуемся
🤱Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками,
- Показываем язычок – дразнимся: язычок выглянул из ротика и спрятался обратно,
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
4. Вопрос родителей: Ребёнку скоро исполнится 2 года, еще не говорит. Что делать?
Отвечает наш логопед:
Развиваем речь с 1 до 2-х лет
🐣Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
- Как машина гудит? Би-би-би!
- Как коровка мычит? Му-му-му!
- Как барабанчик стучит? Та-та-та!
- Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
- Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
- Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
💨Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них.
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
№5. Консультация логопеда: Что надо знать о развитии речи ребенка с 2 до 3 лет.
В речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
Предлагаем игры для развития речи детей:
Игра: «Маша-растеряша»
Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры: Малышу предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?
- Речевое сопровождение:
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.
Игра: «Кто больше?».
Цель: Расширение словаря слов -действий.
Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Малыш должен назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).
Например: Ванечка, что у нас летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Полетели самолетиком – У-У-У (вместе с малышом)
Что у нас плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Поплыли – Ы-Ы-Ы
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д. Поползли? – СЬ-СЬ-СЬ.
Можно придумать множество тем с разными словами и звуками, главное - взаимное стремление ребёнка и родителей к общению.
№6
Вопрос родителей: Как наладить общение ребёнка с родителями, если семья распалась?Отвечает наш психолог Дарья Дмитриевна:
Иногда случается так, что брак распадается. Это вызывает сразу ряд проблем, но в рамках детско-родительских отношений основным вопросом становится общение ребенка с обоими родителями.
Зачастую ребёнок остаётся жить с одним из родителей, у которого как раз и возникает дилемма как организовать общение ребёнка с бывшим супругом. В данной статье мы рассмотрим вариант, когда суд не принимал участия в установлении графика общения и бывшие супруги имеют возможность договориться самостоятельно.
Часто корень вопроса упирается в личную обиду на супруга. Здесь важно помнить, что ваши обиды никак не касаются ребёнка и не имеют ничего общего с его чувствами. Это для вас человек является бывшим супругом,а для ребёнка это родитель. Конечно же очень важно помнить о том, что один человек играет сразу несколько социальных ролей и их отделять друг от друга.
Решая вопрос общения ребёнка с бывшим супругом важно помнить о важности гендерного воспитания. Мама и папа в силу своего пола видят мир по-разному. Для гармоничного развития ребёнку важно общение и с мамой, и с папой. Поэтому важно участие обоих родителей в воспитании ребёнка.
Существует ряд случаев, в которых стоит ограничить общение ребенка с одним из родителей. Такие ситуации связаны с безопасностью ребёнка. Это такие случаи как например лишение бывшего супруга родительских прав, проявление актов насилия в отношении ребёнка в прошлом, алко- и наркозависимость родителя, наличие психических заболеваний.
В данном случае вопрос общения с ребёнком можно решить путем контролируемых встреч. Когда второй родитель встречается с ребёнком только в вашем присутствии.
Если же и это не возможно, тогда следует сосредоточить свое внимание на формировании позитивного образа родителя в сознании ребенка. В этой практике важно не врать и не выдумывать, а вспомнить все то хорошее, за что вы полюбили этого человека. Пусть даже какое-то время вы не сможете вспомнить ничего, кроме красивого цвета глаз.
№7
Вопрос родителей: влияет ли билингвизм с рождения на развитие и речь ребёнка?
Отвечает наш логопед Ольга Павловна Колесова.
Билингвизм — способность различных национальных, социальных, культурных или других групп людей объясняться на двух языках, причем зачастую одинаково хорошо на обоих. Людей, свободно владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, и более шести — полиглотами.
Исходя из того, что два языка — это две культуры, следует сделать важный вывод, что для билингвов не только оба языка, но и обе культуры становятся родными. В такой ситуации решающее значение для сбалансированного развития ребенка имеет его семья, в которой при самой активной роли родителей и должны формироваться языковая, социальная и культурная составляющие личности ребенка. Стремясь к сбалансированному развитию ребенка-билингва, родители должны предусматривать равные условия его погружения в обе языковые среды, добиваться чистоты и полноценности становления обеих культурно-языковых составляющих личности ребенка. Однако, зачастую родители сами смешивают языки, не соблюдая полного перехода на второй язык, не управляют речевой практикой ребенка. Возможно, они вообще не думают о двуязычии как о проблеме, а ведь ребенок в раннем возрасте, на ранней стадии развития сам не осознает, что общается на двух языках. Пущенный на самотек процесс освоения двух языков становится причиной специфических речевых ошибок и погрешностей в познавательной сфере, что и создает проблемы, приводящие ребенка к логопеду.
Отрицательные аспекты
Лингвисты, логопеды отмечают двоякое влияние двуязычия на ребенка. Эти выводы основаны на многолетних наблюдениях, подтвержденных научными данными. Замечено, что у многих билингвов фразовая речь появляется позднее, чем у монолингвальных сверстников. Это связано с более сложным и длительным процессом формирования пассивного словаря одновременно на двух языках.
До 4-х лет двуязычные дети обычно смешивают усваиваемые языки между собой. Позднее они научаются четко разграничивать фонетику и грамматику различных речевых систем. Однако нередко у данных детей прочно закрепляются стереотипы оформления речи, несвойственные одному из языков. Именно эти случаи билингвизма требуют логопедического вмешательства.
Положительные аспекты
По сравнению с одноязычными детьми у билингвов отмечается более развитый самоконтроль, гибкость мышления, высокий объем вербальной памяти, быстрое умение переключаться в условиях многозадачности. Они обладают более развитым логическим и абстрактным мышлением, математическими способностями, легче осваивают чтение, письменную речь. Билингвы более комфортно чувствуют себя в современном многоязычном мире, обладают большей толерантностью к людям с другой культурой и вероисповеданием.
С помощью функциональной МРТ у билингвов обнаружена более высокая активность префронтальной коры головного мозга, отвечающей за сложную когнитивную деятельность, а также большая плотность серого вещества левого полушария, обуславливающего языковые и коммуникативные способности. Доказано, что в долгосрочной перспективе билингвизм отдаляет развитие старческой деменции, в т. ч. болезни Альцгеймера, примерно на 4,5 года.
Ситуация отягощается, если у билингва имеют место различные формы речевых нарушений: дизартрия, тахилалия, ринолалия. При логопатологии, вызванной органическими причинами, соответствующая симптоматика (смазанность речи, судорожные запинки, назализация голоса, ускоренный темп речи) отчетливо проявляется при общении на любом языке. Сложнее выявить фонетические пробелы, нарушения звуковой схемы слова, аграмматизмы, если логопед не владеет родным языком ребенка-билингва.
При наличии ЗПР, интеллектуальной недостаточности, аутизма двуязычие может существенно осложнять речевой онтогенез, приводя к тяжелому недоразвитию речи. Некоторые исследователи, занятые изучением билингвизма, указывают на повышенный риск возникновения заикания при изучении второго языка в возрасте до трех лет.
Логопедическая коррекция показана детям с неродным русским языком, у которых при обследовании диагностировано фонетическое недоразвитие (ФН), ФФН или ОНР.
Стратегии при билингвизме у детей
Необходимость, а также объем коррекционно-логопедической помощи зависит от уровня владения русской речью, выявленных фонетико-фонематических, грамматических дефектов, коммуникативных проблем, сопутствующей речевой патологии.
Для успешного воспитания детей-билингвов разработаны коммуникативные стратегии, которые успешно апробированы на практике. Они включают несколько основополагающих правил, помогающих сделать освоение языков максимально эффективным и поддерживать владение ими на достаточно высоком уровне:
«Один родитель - один язык». Каждый член семьи общается с ребенком только на одном определенном языке (папа – только на татарском, мама – только на русском). Эта модель обучения распространена в межэтнических браках.
«Одна ситуация/место – один язык». Предусматривает употребление того или иного языка в определенных условиях: дома с ребенком говорят только по-русски, а вне дома (на улице, в гостях, детском саду, школе) – на другом выбранном для изучения языке.
«Одно время – один язык». Основана на использовании одного наречия в определенные дни недели или время суток, а второго – в другое выбранное время (например, семейные традиции устраивать «французские вечера» либо «английские субботы»). Важно, чтобы соотношение времени общения на обоих языках было примерно равным.
Однозначно, что овладение несколькими языковыми системами в дошкольном возрасте позволяет в совершенстве выучить оба языка, бегло и без акцента разговаривать на обоих. В будущем билингвизм дает ребенку неоспоримые преимущества при получении образования, трудоустройстве, самореализации. Неправильный подход к изучению нескольких языковых систем может послужить причиной последующих логопедических проблем, коммуникативных неудач, специфических трудностей школьного обучения.
№ 8
Вопрос родителей: Собираемся в отпуск к морю. В отеле нет детской анимации. Чем занимать ребёнка?
На природе много всего интересного, некоторые природные материалы отлично подходят для игры.
«Игры с камнями»
Малыши в восторге от всего, что их окружает, хочется все потрогать, попробовать на вкус. В таком случае, встречая камушки на дороге, предложите ребенку собрать их в ведерко, сложить из них постройки, побросать кто дальше, кто попадет в круг, попрыгать по камушкам, рассмотреть свойства камней: цвет, форму, величину, гладкость.
Такие игры учат наблюдательности и размышлению над своими действиями.
«Игры с деревьями»
Предлагайте крохе время от времени гладить кору деревьев, растущих в вашем дворе. Для этого возьмите малыша на руки, обхватите его ладонь своею, проведите ручкой по стволу. Озвучивайте, какая кора на ощупь. Постепенно малыш заметит, что у берёзы ствол в некоторых местах гладкий, в некоторых — шершавый, а у дуба — морщинистый, шероховатый, молодые деревья можно обхватить одной рукой, а старые — только двумя.
Аналогично можно знакомить детей с хвойными деревьями. Предложите им аккуратно дотронуться до пушистых и колких лап зелёных красавиц. Проговаривайте, что у ели хвоинки короткие, колкие и расположены часто, а у сосны они длиннее и реже. Лапы туи покрыты чешуйками, они шершавые, но не колются так, как у ели и сосны. У ели шишки продолговатые и овальные, а у сосны — шарообразные и мелкие.
«Игры с листвой»
Дети с любопытством и готовностью принимают участие в сборе опавшей листвы. Рассматривайте листья, из которых вы будете плести яркий пышный венок: они упругие и слегка скользкие на ощупь. Листья, которые долго лежат на земле, подсыхают при тёплой погоде, скукоживаются, скручиваются, сохнут. Частые проговаривания очевидных для взрослых свойств окружающего мира обогащают словарь ребёнка, делают его речь образной и благозвучной.
«Игры с шишками»
Сбор шишек под хвойными деревьями обычно приводит детей в восторг. Собирайте вместе с малышом шишки (также можно представить, что это «грибы») в вёдра, предложив игры «Кто быстрее?», «Кто больше?». Сортируйте их по величине и форме:; в одно — маленькие, в другое — большие. Поставьте ведро на землю на расстоянии нескольких шагов от ребенка и поиграйте в игру «Самый меткий».
Чтобы восстановить силы после состязания на меткость, предложите составить из шишек разные дорожки
№ 9
Вопрос родителей: Как развиваются координация и ловкость рук ребёнка?
Созревание структур мозга и развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука) тесно взаимосвязаны. Глазо-ручная координация - это способность, с помощью которой мы можем одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий. Мы используем информацию, полученную при помощи глаз (зрительное восприятие пространства), для координации движений наших рук.
До 1 года здоровому ребёнку не требуется специальных занятий, достаточно просто хорошего родительского ухода, внимания и традиционных игры-пестушек: "Ладушки", "Сорока-белобока". Есть простые маркеры определения нормального развития зрительно-моторной координации, если родители их не фиксируют, это повод обратиться к специалистам, в первую очередь к медицинским работникам:
- до 2-х месяцев движения рук непроизвольны и рефлекторны;
- в 2-3 месяца ребёнок начинает использовать зрение для управления руками, появляется хватание;
- в 3-6 месяцев ребёнок осознанно берёт и трогает предметы, появляется ощупывание себя и окружающих предметов, ребёнок начинает отделять себя от окружающего пространства;
- в 6-12 месяцев малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает пинцетный захват🤌 (тремя пальчиками), а затем щипковый захват🤏 (большим и указательным пальчиками).
- к 1 году ребёнок может повторять простые движения: толкать и катать машинку, держать ложку, держать карандаш и имитировать рисование
- к 1,5 годам ребёнок уверенно действует ложкой, может снять обёртку с конфеты, листать книгу из картонных страничек.
В более взрослом возрасте многое зависит от обучения:
- к 2 годам ребенок способен освоить азы лепки и рисования, строительства из кубиков, собирание пирамидки. В 2 года желательно начинать обучение простым приёмами творчества и конструирования.
- в 3 года можно начинать учить человечка пользоваться ножницами, выполнять аппликации, рисовать и лепить по образцу.
- в 4-6 лет ребёнку желательно посещать спортивные или танцевальные секции, выполнять движения со сложной координацией. Рекомендуем также специальные упражнения на координацию движений.
№ 10
Вопрос родителей: Какие упражнения для развития мелкой моторики рук можете порекомендовать для ребёнка 2-х лет?
Ручная гимнастика, которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.
Вот несколько простых игр:
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.
Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев
рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и речь, память.
№ 11
Вопрос родителей: Когда в речи ребёнка должны появиться предлоги?
Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи. Первые предлоги в речи детей появляются примерно в 2 - 2,5 года. К 6 годам ребёнок понимает все предлоги родной речи и использует в своей речи не менее 20 предлогов. Для обогащения речи детей полезно играть в речевые игры: "положи мяч в коробку", "за коробку" "на коробку" и т.п. Рассматривать и описывать картинки.
Вот несколько картинок для составления фраз с предлогами.
№ 12
Вопрос родителей: Как научить ребёнка одеваться?
Родителям хочется чтобы ребёнок побыстрее стал самостоятельным. Однако нам порой не хватает терпения ждать пока малыш сам оденется, сам поест, сам соберет игрушки. Казалось бы правила воспитания самостоятельности просты: не делай за ребёнка то, что он может сделать сам, но здесь важно не ставить перед малышом непосильные задачи, чтобы не создавать ситуацию неуспеха.
Вот что ребёнок может и должен освоить из процесса одевания:
- В 2 года: Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку; обувь, расстегнутую взрослым; колготки; шорты (юбку, брюки) на резинке;
- В 3 года: Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек. Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду. Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
- В 4 года: Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно. Аккуратно складывать и вешать одежду. Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
- В 5 лет: Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками. Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых. Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
- В 6 лет: Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи взрослых. Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
№ 13
Вопрос родителей: Полезно ли обучение ребёнка по методике раннего чтения?
Массовое увлечение альтернативными методиками и ранним обучением началось с 90-х годов. Время было бурное, и как в любой переломный исторический момент появлялось масса новаторов, которые в попытках создания нового Мира отвергали всё, что было ранее и пытались изобрести что-нибудь совершенно не похожее на всё предыдущее, иногда ради самого "новаторства". Справедливости ради, надо отметить, что именно в такие периоды, все же, среди кучи мусора и находят алмазы, т.е. идеи, которые действительно двигаются прогресс вперёд.
Одновременно с педагогами-новаторами появились фанатичные последователи раннего обучения, которые с рождения испытывали на своих детях все модные методики и яростные противники, которые с таким же агрессивным упорством доказывали, что если человек ранее 7 лет научился читать, то он будет навсегда несчастен, поскольку напрочь лишился детства, "не наигрался" и его непременно переклинит так, что он не сможет развиться в гармоничную личность.
Оставим эти споры и перейдём к сути вопроса. Для начала хочу заметить, что я ни одну из сторон спора не берусь переубедить, а высказываю только свою точку зрения, основанную на результатах педагогических экспериментов 90-х над собственными детьми (да-да, я тоже грешна в увлечении ранним обучением) и на своём 30-летнем опыте педагогической деятельности и конкретно обучении чтению дошкольников.
Есть несколько методик суперраннего (от 0 до 3 лет) обучения чтению, большинство из них основано на методе "глобального чтения" Глена Домана. Суть его в том, что ребёнку несколько раз в день показывают карточки со словами, ребёнок их запоминает и узнаёт. При этом слово воспринимается как картинка, без анализа на составляющие его буквы.
Да, эта методика реально работает, даже на детях младше года. Дети быстро запоминают графический образ слова. Но большого смысла в этом нет. Осознанно читать дети по этой методике не научатся. Они смогут лишь узнавать слова написанные таким же шрифтом, размером, цветом. Хотя вреда в этой методике я не вижу, наоборот, есть даже польза (если, конечно, это обучение идёт не в ущерб действительно важным в этот возрастной период занятиям). Положительные моменты
обучения по этой или любой другой методике раннего чтения: родители уделяют внимание своим детям; дети несколько раз за день слышат чётко артикулируемые слова, тем самым стимулируется правильное произношение, обогащается словарный запас ребёнка; развивается зрительная память, внимание; пожалуй, еще можно отметить, как положительный эффект- формируется интерес ребёнка к графическим знакам, что можно впоследствии использовать для запоминания букв при обучении чтению.
Обучение осознанному чтению всегда идёт по следующему алгоритму: 1) ребёнок учится слышать и выделять звуки из речевого потока; 2)запоминает графическое изображение букв и соотносит их со звуками речи; 3) учится складывать из букв слоги и слова, открывает для себя "секрет" слияния согласного и гласного звука (это самый ключевой момент обучения); 4)учится воспроизводить (читать) слоги и слова.
К началу обучения осознанному чтению большинство детей готовы к 4 годам. Хотя, конечно, всё индивидуально.
❗И самое важное:
Обучая дошкольника чтению надо помнить, что истинной целью должно быть не беглое чтение вашего подопечного, а
развитие познавательного интереса, любовь к литературе, формирование предпосылок грамотного письма, развитие памяти, внимания, сообразительности.
№ 14
Вопрос родителей: Как исключить «дурное влияние» сверстника на поведение ребенка?
Подобные ситуации возникают довольно часто в детских садах. Родители замечают в поведении своих детей изменения, которые им не нравятся и склонны обвинять в этом какого-нибудь "Вовочку", который оказывается "дурное влияние" и нарушает им воспитательной процесс:
"Сын приносит из садика "плохие слова", дома у нас так не говорят, это его Вовочка научил".
Иногда возмущённые родители требуют, вызвать родителей Вовочки для проработки на собрание или требуют от воспитателей применить дисциплинарные меры к Вовочку, вплоть до исключения из детского сада😬.
Скажу сразу - у детского сада нет права исключения ребёнка, ни при каких обстоятельствах. Это требование не выполнимо! Поэтому бесполезно ходить к заведующей, собирать какие-то подписи от других "возмущённых родителей, писать письма в "вышестоящие организации". Нет механизмов исключения ребёнка из дошкольной организации.
Одной из причин, зачем ребёнка отдают в садик, является необходимость социализации. Детский коллектив- это тоже социум, часть нашего общества. Всё, что есть в обществе и хорошего, и плохого, попадает и в детский коллектив. Важно понять, что оградить своего ребёнка от жизни не получится. Если вы вырастите ребёнка в оранжерее, выйдя в большой Мир он не сможет сопротивлятся дурным соблазнам, не сможет постоять за себя. Ограждая своего ребёнка в дошкольном детстве от влияния плохого "Вововчки", ваш ребёнок обязательно встретит подобного "Вовочку" в школе, в институте. И если ребёнок сейчас, на примере детсадовского Вовочки, не поймёт "что такое хорошо, а что такое плохо", то считайте, что вы не справились с ролью родителя.
Совет такой: перестаньте бороться за исключение или перевоспитание чужого "Вовочки", а воспользуйтесь этой ситуацией, чтобы научить своего ребёнка отличать дурные поступки, не попадать под их влияние, отстаивать себя.
№ 15
Вопрос родителей: Как научить ребёнка определять количество предметов?
Формирование количественных представлений процесс сложный и длительный. Если ребенок в 3-4 года бойко считает до 100- это еще не значит, что растёт гениальный математик. Важно, чтобы ребенок усвоил понятие "число", а происходит это только через предметную деятельность:
- Накрывая на стол, проверить, для всех ли чашек есть блюдца, чего больше?
- Расставляя машинки в гаражи, убедится, что гаражей столько же, сколько машин.
Математика- наука абстрактная. Формирование абстрактного мышления проходит в несколько этапов:
- использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и, наконец, только слов, обозначающих предметы и их количество.
Появление в речи детей математических понятий тоже имеет некоторую последовательность.
- К двум годам дети начинают оперировать словами: "один", "много", "мало".
- Примерно в 2,5 года возникает интерес к сравнению множеств, дети начинают осознанно употреблять слова: «больше", "меньше", "поровну", "столько же".
- К трём годам ребенок проявляет интерес к счету, способен определять количество предметов в пределах пяти, выстраивать их а ряд и опрелелять порядковый номер предмета.
🧮Не пытайтесь форсировать процесс освоения счета, перескакивая через этапы формирования представлений о числе и количестве, не увлекайтесь модными курсами "ментальной математики" - каждое яблоко на яблоньке созревает в своё время. Ребенок должен совершить необходимое количество практических действий, прежде чем начать "считать в уме".
№ 16
Вопрос родителей: Какие игрушки полезны для детей раннего возраста?
В раннем возрасте ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвета, формы, размера, и прочие) т.е. то, с чем можно сравнивать разные предметы. Например: "Мяч и арбуз - круглые." Но, чтобы сделать такое умозаключеие, малыш должен почувствовать "круглое": увидеть, потрогать, попробовать, подвигать.
Сенсорные эталоны- это инструмент, с помощью которого малыш познаёт мир, это фундамент дальнейшего развития и обучения.
Усвоение сенсорных эталонов происходит только через практическую деятельность, когда его ощущения, полученные через органы восприятия (зрение, слух, обоняние) обозначаются словом. Так и только так.
Поэтому так важно, чтобы у ребенка 1-3 лет среди игрушек были: вкладыши, рамки, сортеры, пирамидки.
Для раннего возраста полезны также игрушки и оборудование, которые помогают ребёнку осваивать движения, развивать координацию, осознать своё тело в пространстве: мячи, горки, тоннели, балансиры, качалки, детские самокаты. Выбор подобного оборудования, конечно, нужно соотнести с возможностью вашего жилого пространства: не в каждой комнате можно поставить качели или горку.
Видеоконсультации
В рамках проекта "Появился человечек", реализуемого ЧУДО "Школа развития личности" в целях достижения результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Видеоконсультации психолога:1. Консультация психолога №1. Ребенок дерется, кусается.
https://youtu.be/MmIXo4mu9RA 2. Консультация психолога №2. Детские истерики.
https://youtu.be/lewBVLRTJRQ 3. Консультация психолога №3 Тема: Ребенок не спит отдельно.
https://youtu.be/UdOGxtV0g6g 4. Консультация психолога №4Тема: Раннее развитие.
https://youtu.be/V6UoHgeSirE 5. Консультация психолога №5 Тема: Общение ребенка с бывшим супругом.
https://youtu.be/2GAIZqjSAME 6. Консультация психолога №6 Тема: Капризный ребенок.
https://youtu.be/WuFYCJqMdC0 7. Консультация психолога №7 Тема: Адаптация к детскому саду.
https://youtu.be/J5UObyycXxo 8. Консультация психолога №8 Тема: Правильные игрушки.
https://youtu.be/pq6tJ3vnKWI 9. Консультация психолога №9 Тема: Бытовое воспитание.
https://youtu.be/FWqDzWnooyU 10. Консультация психолога №10 Тема: Личные границы.
https://youtu.be/UDKg6kmbCZs Видеоконсультации логопеда:1. Консультация логопеда №1 Тема: Ребенок от рождения до года.
https://youtu.be/S7zc3HUP6VQ2. Консультация логопеда №2 Тема: Ребёнок от рождения до года (продолжение) Когда надо отучать ребёнка от соски?
https://youtu.be/3xfeV76I1VA 3. Консультация логопеда №3 Тема: Ребёнок от года до двух. Показатели развития и рекомендации.
https://youtu.be/9mNeSMIr2EE 4. Консультация логопеда №4 Тема: Ребёнок второго года жизни. Когда родителям надо начинать беспокоиться?
https://youtu.be/7AlXvx4SK1g 5. Консультация логопеда №5 Тема: Ребёнок от 2 до 2,5 лет. Речь и психическое развитие.
https://youtu.be/Xgsucce3DG8 6. Консультация логопеда №6 Тема: Ребенок от 2.5 до 3 лет.
https://youtu.be/59hQRiwLS3M 7. Консультация логопеда №7 Тема: Ребенок от 2 до 3 лет.
https://youtu.be/StMNsLm2g0I 8. Консультация логопеда №8Тема: Артикуляционная, дыхательная гимнастика, игры на моторику.
https://youtu.be/BTzhNpW5pUQ 9. Консультация логопеда №9 Тема: Отставание речевого развития.
https://youtu.be/APcsQgKtHCk10. Консультация логопеда №10 Тема: Нарушения речи.
https://youtu.be/zZULxO8USXM Видеоконсультации педагога:1. Консультация педагога №1 Тема: Дети на общественных мероприятиях.
https://youtu.be/LqhbNQa4-MQ 2. Консультация педагога №2 Тема: Подарок на 2 года.
https://youtu.be/Z2mNTzM634Q 3. Консультация педагога №3 Тема: Пляжный отдых с ребенком
https://youtu.be/IR14Ezot1fE4. Консультация педагога №4 Тема: Адаптация к детскому саду.
https://youtu.be/zQKjtbS6eIE 5. Консультация педагога №5 Тема: Ребенок не спит отдельно.
https://youtu.be/kXHQP0nQ5ss 6. Консультация педагога №6 Тема: Ребенок первого года жизни.
https://youtu.be/sQachGJ2JjI 7. Консультация педагога №7 Тема: Поездка с маленьким ребенком.
https://youtu.be/8gCYk-Uu3-g8. Консультация педагога №8 Тема: Лето на даче с ребенком.
https://youtu.be/LJFbpbWzMCI 9. Консультация педагога №9 Тема: Развитие мелкой моторики
https://youtu.be/APcsQgKtHCk 10. Консультация педагога №10 Тема: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
https://youtu.be/UnqzkcFdEJY 11. Консультация педагога №11 Тема: Творчество в домашних условиях.
https://youtu.be/AnNOy546JN8скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Категория:
О нас /
Социальные проекты Опубликовано: 16-10-2022, 13:03