Как помочь ребенку улучшить технику чтения

Как помочь ребенку улучшить технику чтения?

Если у ребенка способ чтения «побуквенный» или слоговой, но читает очень медленно, забывая прочитанные ранее слоги, то читать целые тексты ребенку трудно. Он не будет успевать за другими детьми на занятии по предмету ЧТЕНИЕ, а выполнение домашних заданий по чтению может вызывать утомление и раздражение. Есть несколько рекомендаций, выполняя которые, родители смогут помочь ребенку достичь желаемого уровня читательских навыков, не вызывая при этом отторжения к процессу чтения:
 1) не настаивать на самостоятельном прочтении всего текста на рабочем листе за один день, т.к. это может вызвать у ребенка усталость и негативные эмоции;
2) прежде чем предлагать ребенку прочитать текст, родитель сам выразительно его читает, затем задает вопросы по содержанию прочитанного текста;
3) текст надо разделить на части (абзацы, предложения), на чтение которых ребенок может потратить не более 10-15 минут и читать текст в течение нескольких дней;
4) во время чтения сложные слова делить на склады и отдельно произносимые буквы (склад это сочетание согласный-гласный), над складом рисовать дугу, над отдельно произносимой буквой точку, такие обозначения помогут правильно осуществить слияние: ко-ш-ка; с-т-ро-и-те-ль.
5) сложные слова, труднопроизносимые, содержащие сочетание 2-3 согласных желательно до начала чтения выложить из букв.

Предлагаем несколько упражнений, которые помогут детям улучшить технику чтения, повысить уровень понимания прочитанного материала и «догнать» других детей в группе по скорости чтения.  

1. Слежение по тексту. Взрослый читает текст достаточно медленно, четко делая паузы между словами и предложениями, ребенок синхронно показывает пальчиком каждое прочитанное слово, иногда чтение прерывается, ребенок и взрослый сверяют синхронность действий.
2. Чтение выученного текста. Взрослый несколько раз читает отрывок текста, просит ребенка повторить. Затем ребенок читает выученный отрывок и показывает читаемые слова в тексте.
3.  Сопряженное чтение. Взрослый начинает читать вместе с ребенком. Его голос как- бы ведет голос ребенка, добиваясь единого темпа. С психологической точки зрения такие чтения очень полезны: ребенок, ощущает поддержку - это очень полезно для укрепления эмоционального контакта. Постепенно голос взрослого затихает, а ребенок продолжает читать. Взрослый имеет возможность помочь ребенку в трудную минуту (если детский голос прервался - взрослый готов включиться и помочь прочитать нужное слово).
4. Поиск в тексте заданных слов. Взрослый выделяет предложение и произносит «вразброс» отдельные слова из этого предложения, ребенок старается быстро найти и показать названные слова. Далее можно предложить ребенку составить и произнести целое предложение, а затем проверить себя, прочитав его.


Ирина Васильевна Красильникова,
кандидат педагогических наук,
педагог по дисциплине "Развитие речи"

Категория: Новости / Полезные статьи Просмотров: 1062 Опубликовано: 10-10-2015, 18:44

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.