Домашние задания от психолога

В этом разделе в течении всего учебного года будут публиковаться занимательные игры и упражнения, рекомендуемые психологом для домашних занятий с детьми.

Домашние задания предлагаются после 3 занятия в Школе.


Для младших групп (4 года)

 

 
Занятие №3 Побеседуйте с ребенком об опасностях, которые могут встретиться в городе, о правилах дорожного движения. Можно разучить стихотворение о светофоре.
 
Помогает с давних пор
Пешеходам светофор.
Красный цвет – опасный цвет,
Это значит – хода нет!
Желтый – не спешите
И сигнала ждите.
Цвет зеленый говорит:
- Вот теперь нам путь открыт!

Занятие №4 Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужно человеку зрение, какие знания о мире мы получаем при помощи зрения (цвет, размер, форма, расположение предметов), о том, как важно беречь орган зрения – глаза. Можно вместе с ребенком выполнять гимнастику для глаз перед сном или после занятий, требующих напряжения зрения.

Занятие №5 Продолжите беседу о важности зрения, зрительных ощущений. Проверьте, знает ли ваш ребенок основные цвета, их оттенки. Поиграйте в игру «Что такое же бывает?»: вы называете какой-либо предмет, ребенок отвечает, какого он цвета, и называет как можно больше предметов,  имеющих такой же цвет.

Занятие №6 Побеседуйте с детьми об опасных грибах и растениях. Проверьте, знает ли ваш ребенок содержание обобщающих понятий: грибы, цветы, деревья, растения, плоды, фрукты, овощи, ягоды. Можно разучить с детьми стихотворение про цветы.

Занятие №7 Побеседуйте с детьми о правилах поведения в магазине. Проверьте, знает ли ваш ребенок содержание обобщающих понятий: продукты питания, игрушки, посуда, одежда, обувь, головные уборы; спросите, какие предметы могут продаваться в отделах с такими названиями. Можно разучить с детьми загадку про магазин. 

Занятие №8 Поиграйте с детьми в игры развивающие восприятие, память, память, воображение. 
Игра «Превращения»: взрослый рисует любую фигуру и предлагает ее «превратить» в какой-нибудь предмет, дорисовав детали. Поощряется фантазия и оригинальность исполнения.
Принести на следующее занятие фотографию ребенка.

Занятие №9 Поговорите с детьми о профессиях фотографа и художника, обратите внимание детей на результаты их работы (оформление предметов быта, иллюстрации в книгах, моделирование одежды, ткани, изготовление рекламы и др.). Если в вашей библиотеке есть художественные альбомы, рассмотрите репродукции вместе с детьми, обсудите понравившиеся произведения, назовите их авторов.
Поиграйте в игры, предложенные в предыдущих заданиях для развитие памяти, внимания, воображения, детей.
Принести на следующее занятие фотографию ребенка.

Занятие №10 Поговорите с детьми о профессиях швеи, закройщика, портного. Обратите внимание детей на результаты их работы, на последовательность и взаимосвязь их деятельности. Найдите или сочините вместе с ребенком загадки об этих профессиях, о предметах одежды.Проверьте знает ли ребенок содержание понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Предложите ребенку закончить штриховку на рабочем листе.





Для средних групп (5 лет)

 


Занятие№3 По теме «Внешний мир»: повторите с ребенком признаки живых и неживых предметов, попросите назвать предметы живой и неживой природы. 
По теме «Внутренний мир человека»: расспросите ребенка о ситуациях, когда он испытывал чувства робости и стеснения. Выполните вместе с ребенком упражнение «Солнечный лучик» для овладения способами  релаксации. 

Представьте, что солнечный лучик заглянул к нам в окно. Он очень красивого золотистого цвета и излучает приятное тепло. Чтобы лучше себе это представить, давайте все закроем глаза, сядем удобно, расслабим все мышцы. Лучик побежал по вашим ногам. Попробуйте почувствовать его тепло, погладьте свои ножки снизу вверх теплыми, мягкими ладонями. Теплый солнечный луч согревает ваши руки от пальцев до самых плеч, погладьте медленно каждую руку. Вот лучик попал на лицо. Легкими прикосновениями кончиков пальцев погладьте щечки, лоб, подбородок, веки, нос, губы. Улыбнитесь ласковому солнечному лучу. Что вы почувствовали? Попробуйте рассказать. Улучшилось ли ваше настроение? Стало ли на душе спокойнее и веселее?

Занятие №4 По теме «Внешний мир»: спросите у ребенка, к живым или неживым предметам относятся: дерево, бревно, трава, сено,  вода, облака, яблоко, земля и др. 
По теме «Внутренний мир человека»: поговорите с ребенком о причинах чувства робости, почему некоторые дети и взрослые люди стесняются общаться с другими людьми, отвечать на занятиях, о том, как робость мешает человеку в жизни. Есть ли способы победить свою робость и помочь это сделать другим. 

Занятие №5 По теме «Внутренний мир человека»: спросите у ребенка, как выглядит человек, испытывающий чувство робости, стеснения; попросите изобразить  его мимику, позу. Выполните вместе с ребенком упражнение «Воздушный шарик» для снятия мышечного напряжения. 

Представьте воздушный шар. Попробуйте изобразить ненадутый воздушный шар. Дети наклоняются, согнувшись в пояснице, расслабляют мышцы рук, спины, лица.
А теперь шарик начали надувать. Психолог имитирует действие, дети постепенно выпрямляются, напрягают мышцы живота, рук, надувают щеки. Как сильно надулись все шары! Почувствуйте напряжение мышц рук, живота, лица. 
Шарики не выдержали и лопнули. Психолог хлопает в ладоши. дети резко расслабляют все мышцы, принимают исходное положение. И снова наши шарики стали похожи на тряпочки.

Занятие №6 По теме «Внешний мир»: попросите ребенка назвать предметы, созданные природой и сделанные человеком. Проверьте и пополните знания ребенка о том, какие возможности для изготовления предметов дают различные природные материалы. Например, что может человек сделать из дерева (глины, песка, камня, шерсти и др.) Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего люди тратят свое время и силы на изготовление предметов, в которых нет видимой пользы (картин, украшений и т.п.).

Занятие №7 По теме «Внутренний мир человека»: поговорите с ребенком об эмоции радости. Попросите описать мимику радующегося человека, изобразить радость выражением лица. Спросите, что может вызвать радость у вашего ребенка. Выполните вместе с ребенком упражнение «Поделись радостью» для тренировки выразительной мимики и развития способности сопереживать. 
 
Представляется, что радость ребенок с мамой держат в ладошках, сложенных лодочкой. Начинают ее описывать, какая она. А затем нужно поделить друг с другом. И рассказать, что чувствуете при этом.

Занятие №8 По теме «Внешний мир»: проверьте и пополните знания ребенка о функциональном назначении различных предметов. Например, лопатой можно копать яму, убирать снег, набирать песок в ведро; иглой можно шить, прокалывать дырочки, нанизывать бусинки и т. п. Поиграйте вместе с ребенком в игру «Что будет, если...» для развития воображения и уточнения представления о функциональном назначении некоторых предметов.
По теме «Внутренний мир человека»: продолжите разговор по теме «Эмоция радости». Рассмотрите с ребенком семейные фотографии, предложите выбрать те снимки, на которых запечатлены радующиеся люди, назвать причину их радости. 

Занятие №9 По теме «Внешний мир»: поиграйте с ребенком в игру «Эволюция вещей». Вы называете несколько предметов, имеющих одинаковую функцию, ребенок должен сказать, что человек сделал раньше (например: факел, свеча, керосиновая лампа, электролампа).
По теме «Внутренний мир человека»: выберите время, когда вы и ребенок будете в приподнятом настроении, спросите у ребенка, какое чувство он сейчас испытывает. Предложите совместно нарисовать радость. Принесите получившиеся работы на следующее занятие.

Занятие №10 По теме «Внешний мир»: поиграйте с ребенком в игру «Что на что похоже» для развития внимания и воображения.
По теме «Внутренний мир человека»: поиграйте с ребенком в игру «Аукцион слов», обучающую выражать эмоциональное состояние словами,  расширяющую словарный запас. (Родителям потребуется самостоятельно подыскать карточки-картинки)
☺«Аукцион слов».
Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние словами, способствовать расширению словарного запаса детей.
Оборудование: картинки, изображающие ситуации, в которых персонажи испытывают радость;  жетоны; приз (в качестве приза можно подарить забавную картинку).
Психолог демонстрирует картинки и предлагает описать чувства, переживания, которые испытывает персонаж.
Внимание! Внимание! У нас аукцион!
За каждое слово получаешь жетон!
Кто больше всех жетонов набирает, 
Тот победил, он  приз наш получает!
Слова для подсказки: радуется, веселится, ликует, торжествует, лучится, светится, забавляется, развлекается, испытывает удовольствие, смеется, хохочет.




Для старших групп (6 лет)

 


Занятие №3 Предложите ребенку выполнить упражнение «Рисованные стихи», которое научит его эффективному способу запоминания с опорой на зрительные образы. Вы читаете стихотворение, ваш малыш схематично зарисовывает содержание каждой строчки. Рисунок может состоять из одного или нескольких символов, понятных ребенку и простых в исполнении. При втором чтении стихотворения ребенок повторяет его и сверяется с символами. Далее пробует сам воспроизвести текст по зарисованной схеме. Для начала предлагаем простое для зарисовки стихотворение.
Удивительное дело
Верьте хотите, хотите не верьте
Только вчера мне прислали в конверте
Жирафа, весьма добродушного с виду,
Большую египетскую пирамиду,
Айсберг с Тихого океана,
Кита - полосатика вместе с фонтаном,
Целое стадо гиппопотамов
И очень известный вулкан – Фудзияма.
Вы получали такие подарки?
Значит, и вы собираете марки.
(Э. Успенский)
Занятие №4 Предложите ребенку выучить стихотворения Я. Л. Акима «Жадина» с помощью приема «Рисованные стихи» (см.  предыдущее занятие). 
Кто держит конфету свою в кулаке, 
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится…
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому – честно, ребята, скажу – 
С жадными я никогда не дружу!
(Я. Л. Аким)

Поиграйте в игру «Обобщения», используя понятия: грибы, растения, травы, кустарники, деревья (лиственные, хвойные), плоды, ягоды, фрукты, овощи, животные (домашние, дикие, морские, лесные, тропические и др.), млекопитающие, хищники, травоядные, грызуны, рептилии, амфибии, птицы (домашние, дикие, перелетные, зимующие, водоплавающие, хищные и др.), насекомые. С помощью этой игры вы можете проверить эрудицию и пополнить знания своего ребенка.

Занятие №5 

С помощью игры «Две стороны медали» разберите несколько ситуаций из опыта ребенка. Это научит ребенка анализировать ситуации с разных сторон, познакомит с приемом саморегуляции поведения.
Оборудование: медаль, у которой одна сторона светлая с изображением веселого лица, другая сторона темная с изображением грустного лица.
В любой ситуации, даже в самой печальной, можно найти что-то хорошее, что поднимет ваше настроение. Надо только успокоиться и хорошо подумать, чем эта ситуация для тебя может быть полезна. 
Ваня сломал игрушку, конечно, нечаянно, как всегда бывает в таких случаях, он только хотел посмотреть, как устроен этот паровозик, но ведь взрослым трудно это объяснить. Родители Ваню поругали, и он очень расстроился. Что уж тут может быть хорошего? Помогите Ване, найдите положительные моменты в этой ситуации, чтобы ему не было так грустно. 

Что хорошего можно извлечь из этой ситуации:  
1. Родители ругали Ваню справедливо и не потому, что на него рассердились, а потому, что обеспокоены и хотят, чтобы он вырос хорошим человеком. 2. Родители так за Ваню переживают, что просто не смогли сдержать своих эмоций, досады от того, что их любимый сын лишился замечательной игрушки. 3. Игрушку, конечно, жалко, но зато теперь Ваня знает, как она устроена, он увидел разноцветные колесики внутри  паровозика. 4. Игрушку выбросили, значит, освободилось место на полке, куда Ваня давно хотел поставить пожарную машину. 5. Раньше Ваня часто играл со своим паровозиком и ему не хватало времени почитать книгу, сейчас паровозик не отвлекает Ваню от чтения книг. 6. Ваня понял, как нельзя обращаться с игрушками, и в следующий раз будет аккуратнее. 


Занятие №6 Повторите игры и упражнения, заданные к прошлому занятию. Поиграйте с ребенком в игру «Что нужно обязательно», которая способствует развитию мышления, учит выделять существенные признаки.

Занятие №7 Предложите ребенку выучить стихотворение С. Погореловского «Почему?» с помощью приема «Рисованные стихи» (см. занятие 3).
Карандаш и краски взял –
Солнце я нарисовал.
И уже – гляди, гляди-ка! –
собираются вокруг
мак, подсолнух и гвоздика,
пчелка, бабочка и жук.
Карандаш и краски взял –
Пекаря нарисовал.
Детвора к нему вприпрыжку,
малыши – к нему бегом
за ватрушкой
за коврижкой,
за румяным пирожком.
Карандаш и краски взял –
Лодыря нарисовал.
Погляжу-ка я, узнаю –
кто придет к нему, лентяю?
Не идет никто к нему…
Ты не знаешь
Почему?
(С. Погореловский)
Проконтролируйте выполнение графического упражнения на рабочем листе.

Занятие №8 Предложите ребенку поиграть в игру «Викторина для эрудитов», при этом желательно, чтобы ребенок был не только в роли отвечающего, но и в роли задающего вопросы. Эта игра научит вашего малыша быстро реагировать на вопросы, формулировать вопросы, расширит кругозор. Вопросы могут быть самые разнообразные, как подготовленные заранее, так и придуманные сходу.

 Занятие №9 
Повторите игру  «Что нужно обязательно».
Предложите ребенку доделать графическое упражнение на рабочем листе и дополнительно потренироваться в начертании овалов с заданным размером, наклоном, расстоянием между ними.

Занятие №10 Поиграйте с ребенком в игру «Я», которая поможет ему сформировать представление о себе. Игроки по очереди отвечают на вопросы: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я не могу? Что я люблю? и др. На каждый вопрос игроки должны попытаться дать как можно больше вариантов ответов



 
Все задания, но без пояснений, можно найти здесь.

PSIHOLOGIYa-dz.docx [42,84 Kb] (cкачиваний: 109)

  





 

Изменил: Kseniia

Категория: Специалисты / Психолог Просмотров: 5169 Опубликовано: 17-04-2013, 07:32

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сто одежек и все без застежек...
Ответ:*
Введите код: *