Домашние задания от психолога

В этом разделе в течении всего учебного года будут публиковаться занимательные игры и упражнения, рекомендуемые психологом для домашних занятий с детьми.

Домашние задания предлагаются после 3 занятия в Школе.


Для младших групп (4 года)

 

 
Занятие №17 Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна человеку кожа, какие признаки предметов мы можем почувствовать при помощи осязания (температуру; вес; поверхность предметов: гладкая, шершавая, ровная, ребристая и др.; состояние вещества: твердое, жидкое). 
Поиграйте с ребенком в игры, развивающие тактильное восприятие, внимание, фантазию, активизирующих словарь ребенка (игры «Отвечай быстро», «Рисуем ладошку»).
 
Занятие №18 Продолжите беседу о важности осязания, о коже как органе осязания, о том, как поддерживать здоровье кожи, о правилах гигиены. Поиграйте с ребенком в игры, развивающие тактильное восприятие, внимание, память, активизирующих словарь ребенка (игры «Массаж»)
 
«Массаж».
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия, снятию мышечного напряжения.
Ладошка ладошку 
Потрет пусть немножко.
Ладошки согрели, им стало теплей,
От теплых ладошек и нам веселей!
Теперь каждый пальчик отдельно погладь
И будут они умело писать.
Погладим запястья, локти потрем,
Плечи и шею тоже помнем.
Полезен массаж, и ты не ленись!
Выглядишь бодро, а ну, улыбнись!

Занятие №19 Поговорите с ребенком об опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома, и о том, как их избежать, о необходимости осторожного обращения с некоторыми бытовыми предметами. Можно выучить одно из предложенных стихов на эту тему.
 
Занятие №20 Изготовьте вместе с ребенком кормушку для птиц, прикрепите ее на балконе или над окном так, чтобы можно было видеть прилетающих птиц. Вместе с ребенком понаблюдайте за птицами, обсудите внешние признаки и повадки, общие для всех птиц, особенности каждой птицы. Обратите внимание ребенка на информацию о птицах в энциклопедиях, художественной литературе, мультфильмах и телепередачах. Можно выучить любое стихотворение про птиц. 
Поиграйте с ребенком в игры, развивающие тактильное восприятие, внимание, память, активизирующие словарь ребенка. («Перебери крупу», «С кем здоровался?»).


Занятие №21 Побеседуйте с ребенком о вкусовом способе восприятия, предложите вспомнить слова, характеризующие вкус предметов. 

Занятие №22 Побеседуйте с ребенком о пользе и вреде, которые могут принести различные продукты питания. Выучить стихотворение о правилах питания (текст переписать из конспекта).

 
Я думаю, ты, без сомнения, знаешь,
Что пользу приносит не все, что съедаешь.
Запомни и всем объясни очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
Холодная пища ему не нужна,
И очень горячая тоже вредна.
А сладостей разных
И чипсов, и «колы»
Желудок боится,
Как попа уколов.
Большими кусками
Не стоит глотать,
А тщательно надо
Еду прожевать.
И помни – желудок
У тех не болел,
Кто с детства его
Понимал и жалел!
(К. Люцис)



Занятие №23 Побеседуйте с ребенком о роли обоняния в жизни людей и животных. Проверьте, знает ли ребенок орган обоняния и его части (нос, переносицу, крылья носа, ноздри). 

Занятие №24 Побеседуйте с ребенком о роли носа как органе дыхания, о доступных ребенку методах профилактики простудных заболеваний (научиться вдыхать воздух только носом, промывать нос водой с мылом два раза в сутки, выполнять точечный массаж лица). 
Поиграйте с ребенком в игры, способствующие пополнению словарного запаса.
1.«Какие бывают носы?». Игроки соревнуются в том, кто больше назовет неживых предметов, части которых обозначают словом «нос». Разучить с детьми стихотворение А. Усачева.
2.«Поговорки». Участники придумывают или проигрывают ситуации, в которых уместны поговорки «нос повесить», «задирать нос», «клевать носом», «совать нос в чужие дела», «держать нос по ветру». 
 
Занятие №25 Побеседуйте с ребенком о важности спорта в жизни людей. Поиграйте в игры, способствующие развитию внимания, координации движений, пространственному восприятию, активизации словарного запаса.
 
☺ «Вверху, внизу».
Цель: способствовать развитию внимания и пространствен-ного восприятия.
Если предмет, который я назову, обычно находится над вами, то поднимите руки вверх, а если под вами, то присядьте. Слушайте внимательно, я буду быстро говорить, а вы быстро показывайте: солнце, ручей, камень, туча, трава, дорога, голова, облако, самолет, лужа. Психолог сам показывает движения, иногда путая детей. Важно, чтобы игра проходила в быстром темпе и весело.


Занятие №26 Побеседуйте с ребенком о необходимости соблюдать осторожность на прогулке в парке и на детской площадке, обсудите возможные опасные ситуации и правила поведения (движущиеся качели, открытые люки, незнакомые люди, животные).
 Поиграйте в игры, развивающие внимание, координацию движений, пространственное восприятие, активизирующие  словарный запас, произвольность поведения («Опиши местность», «Прятки»)

Занятие №27 Повторите с ребенком пройденный материал по темам: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие, обоняние. Поиграйте в игру «Видим, слышим, трогаем, понюхаем, попробуем», развивающую восприятие ребенка.

Занятие №28 Предложите детям отгадать загадки про органы чувств. Разучите несколько загадок с детьми.





Для средних групп (5 лет)

 


Занятие №17 По теме «Внутренний мир человека»: проиграйте в спокойной доброжелательной обстановке ситуации, пугающие ребенка, и предложите ему избавиться от страха с помощью игр «Нарисуй свой страх», «Победи свой страх».
По теме «Внешний  мир»: спросите у ребенка, как разные животные спасаются от хищников, поделитесь своими знаниями, найдите дополнительную информацию по этой теме в энциклопедиях, Интернете, других источниках, спросите, хочет ли ребенок поделиться с товарищами в школе новой информацией, подготовленное сообщение можно иллюстрировать картинками.

Занятие №18 По теме «Внутренний мир человека»: поиграйте с детьми в игры, обучающие детей справляться с эмоцией страха, настраивать себя на позитивное развитие событий: «Комната ночью», «Что было дальше», вспомните другие игры и упражнения по этой теме.
 
«Комната ночью».
Цель: учить детей анализировать ситуацию, не поддаваясь первоначальному восприятию, способствовать развитию вообра-жения. 
Оборудование: картина «Комната ночью», изображающая предметы обстановки нечеткими контурами, отчего они похожи на чудовищ.
Психолог демонстрирует картину. Посмотрите внимательно на «чудовищ», которые испугали мышку-трусишку. Успокойте ее, расскажите, что это может быть.

Занятие №19 По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Два друга» и разыграйте его сценкой, стараясь точнее передавать эмоции персонажей. 
Пришли два лучших друга
На речку загорать.
Один решил купаться –
Стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке
И смотрит на волну,
А плавать опасается:
«А вдруг я утону?!»
Пошли зимой два друга
Кататься на коньках.
Один стрелою мчится – 
Румянец на щеках!
Другой стоит растерянный
У друга на виду.
«Тут место очень скользкое,
А вдруг я упаду?!»
(Т.Волгина)
 
Занятие №20 По теме «Внутренний мир человека»: попросите ребенка нарисовать лицо рассерженного человека. Спросите у своего малыша, когда он бывает сердит, что он чувствует в это время, что ему хочется делать, как он себя ведет, расскажите о причинах своего сердитого настроения, поделитесь своими способами победы над злостью.
Вспомните «мирилки» (стихи для примирения) из своего детства, найдите в литературе соответствующий теме детский фольклор или сочините «мирилку» всей семьей, пусть ребенок поделится новыми знаниями с товарищами на следующем занятии.

Занятие №21 По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Мы поссорились с подругой» и разыграйте его сценкой, стараясь точнее передавать эмоции персонажей. 

 Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

                   (А.Кузнецов)

Занятие №22 По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Принцесса и людоед (или все наоборот)» и разыграйте его сценкой, стараясь точнее передавать эмоции персонажей. 
Вот как это было.
Погода была ужасная,
Принцесса была прекрасная.
Днем во втором часу
Заблудилась принцесса в лесу.
Смотрит: полянка прекрасная,
На полянке землянка ужасная.
А в землянке людоед:
- Заходи-ка на обед.
Он хватает нож, дело ясное,
Вдруг увидел, какая прекрасная…
Людоеду стало худо.
- Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, ужасный,
Слишком вид, говорит, прекрасный.
И пошла потихоньку принцесса
Прямо к замку вышла из леса.
Вот какая легенда ужасная.
Вот какая принцесса прекрасная.
А может, все было наоборот?
Вот как это было.
Погода была, прекрасная
Принцесса была ужасная.
Днем во втором часу
Заблудилась принцесса в лесу.
Смотрит: полянка ужасная,
На полянке землянка прекрасная.
А в землянке людоед:
- Заходи-ка на обед.
Он хватает нож, дело ясное,
Вдруг увидел, какая ужасная…
Людоеду стало худо.
- Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, - прекрасный,
Слишком вид, - говорит, - ужасный.
И пошла потихоньку принцесса,
Прямо к замку вышла из леса.
Вот какая легенда прекрасная.
Вот какая принцесса ужасная.
(Г. Сапгир)


Поговорите с детьми о том, что чувство злости мешает людям радоваться, работать, дружить, общаться. Расскажите ребенку, как вы справляетесь с этим чувством. 

Занятие №23 По теме «Внутренний мир человека»: предложите вместе выполнить упражнения, которые помогут ребенку снимать напряжение и раздражение: «Брыкание», «Еще сильнее». Предложите ребенку вспомнить положительных сказочных героев, поразмышляйте вместе, какие качества характера помогли им преодолеть трудности.
☺«Еще сильнее».
Цель: познакомить детей со способами саморегуляции пове-дения, снятия агрессии, мышечного напряжения.
Оборудование: большой надувной мяч.
Если случится так, что вы сильно рассердитесь и вам захочет-ся броситься в драку, то, чтобы не обидеть друга и не поссориться с близкими людьми, лучше ударить по мячу. Чем больше вы серди-тесь, тем сильнее должен быть удар.
Первый игрок слегка ударяет по мячу и на выдохе произно-сит: «Ух!» Следующий игрок слегка «прибавляет громкость»  и чуть увеличивает силу удара. Психолог обращает внимание детей на то, что увеличение каждый раз должно быть небольшим, ина-че товарищи по игре не смогут выполнить ее условие.

☺«Брыкание».
Цель: познакомить детей со способами саморегуляции пове-дения, снятия агрессии, мышечного напряжения.
Психолог предлагает детям представить, что они очень рассержены. Дети садятся на стул, на безопасном расстоянии друг от друга, и начинают «брыкаться», дергая ногами, руками, всем телом, выкрикивая: «Нет! Не хочу! Не буду!»  Когда дети почувствуют, что они утомились от этого занятия, следует по-гладить руки, ноги, голову, лицо, приговаривая: «Ручки, не дери-тесь, ножки, не пинайтесь, лобик, не хмурься, ротик, улыбнись, Ванечка, не злись». 


Занятие №24 По теме «Внутренний мир человека»: обратите внимание ребенка на выражение удивления на лицах людей, нарисованных персонажей. Обсудите вопрос, когда удивление может быть приятным, а когда неприятным. Выполните вместе перед зеркалом «Мимическую гимнастику».  Предложите ребенку выучить стихотворение «На Горизонтских островах» и рассказать его с выражением удивления в интонациях, мимике, движениях.
На веселых, на зеленых
         Горизонтских островах,
         По свидетельству ученых,
         Ходят все на головах!
         Говорят, что там живет
        Трехголовый кашалот,
        Сам играет на рояле,
        Сам танцует, сам поет!
        По горам на самокате
        Ездят там бычки в томате!
       А один ученый кот
       Даже водит вертолет!
       Там растут на вербе груши,
       Шоколад и мармелад,
       А по морю, как по суше, 
       Скачут зайцы, говорят!
                       (А. Бжехвы) 


Занятие №25 По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Чудо» и рассказать его с выражением удивления в интонациях, мимике, движениях. Почаще обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира, учитесь вместе с ребенком удивляться повседневным «мелочам», которые делают жизнь интересней. 
Ты еще 
Не видел
Чуда?
Никогда 
Не видел 
Чуда?
Вот беда-
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо…
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка!
(Р. Сеф)


Занятие №26 По теме «Внутренний мир человека»: обратите внимание ребенка на вид человека, чувствующего вину. Попросите описать его мимику, позу. Найдите вместе в детских книгах соответствующие иллюстрации. Спросите ребенка о возможных причинах возникновения этой эмоции, как следует себя вести в этом случае. Выполните вместе перед зеркалом «Мимическую гимнастику». Предложите ребенку выучить стихотворение «Я захотел устроить бал» и выразительно его продекламировать.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … 
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ...
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не …
Я ждал пока хватило сил,
Потом кусочек …
Потом подставил стул и сел
И весь пирог в минуту …
Когда же гости подошли,
То даже крошки не …
 
                                 (Д. Хармс)


Занятие №27 По теме «Внутренний мир человека»: продолжите разговор об эмоции вины. Предложите ребенку выучить стихотворение «Обида» и выразительно его продекламировать.
Я маму мою обидел,
         Теперь никогда-никогда
         Из дому вместе не выйдем,
         Не сходим с ней никуда.
        Она в окно не помашет,
        Я тоже
        Не помашу,
        Она ничего не расскажет,
        Я тоже
        Не расскажу...
        Возьму я мешок за плечи,
        Я хлеба кусок найду,
        Найду я палку покрепче,
        Уйду я, уйду в тайгу!
        Я буду ходить по следу,
        Я буду искать руду,
        Я через бурную реку
        Строить мосты пойду!
        И буду я главный начальник,
        И буду я с бородой,
        И буду всегда печальный
        И молчаливый такой...
        И вот будет вечер зимний,
        И вот пройдет много лет,
        И вот в самолет реактивный
        Мама возьмет билет.
        И в день моего рожденья
        Тот самолет прилетит.
        И выйдет оттуда мама,
        И мама меня простит.(Э.Мошковская) 

Занятие №28 По теме «Внутренний мир человека»: повторить весь пройденный материал по темам эмоций (робость, радость, печаль, страх, злость, удивление, вина): причины, вызывающие то или иное эмоциональное состояние, определение эмоций по мимике, позе, голосовым интонациям, умение передать свое эмоциональное состояние внешним видом и описать словами. Для повторения рекомендуем игры: «Мимическая гимнастика», «Я радуюсь (грущу, злюсь, и т. д.), если…», «Расскажи о настроении», «Угадай эмоцию». Любые, на Ваш выбор.





Для старших групп (6 лет)

 


Занятие №17 Попросите ребенка вспомнить стихотворение «Поссорились чашка и блюдце», выученное на занятии по нарисованным  символам. Побеседуйте на тему: как избежать ссор во время игры с друзьями. 
☺«Рисованные стихи».
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать 
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это 
Очень
Опасно.
                    (Р. Сеф) 


Занятие №18  Обсудите смысл пословицы «Шей да пори, не будет свободной поры», приведите другие пословицы и попросите ребенка проиллюстрировать их примерами из жизни. Проверьте, как много ваш малыш знает пословиц, для этого можно использовать игру «Продолжи пословицу».
 
Занятие №19 
Предложите ребенку разучить стихотворение С.Я. Маршака «Мы знаем: время растяжимо».

Занятие №20 Попросите ребенка вспомнить и рассказать притчу о пяти слепых мудрецах и слоне. Спросите, чему учит эта притча. 
Поиграйте в игры, способствующие развитию мышления: «С разных сторон» и «Часть – целое».
☺«Часть – целое».
Цель: способствовать развитию мышления.
Материал для игры: гриб, куртка, компьютер, петух, го-род, книга, ботинок, человек, олень, стадо. 
Для повышения активности детей можно ввести жето-ны за правильный ответ и призы. 
Назовите как можно больше частей целого предмета. На-пример, частями стула являются: спинка, сиденье, ножки.


Занятие №21 Предложите ребенку выучить стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану». Проконтролируйте выполнение графического упражнения на рабочем листе.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану,
И прыгать мне на спину,
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать…
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну.
Когда я взрослым стану!
                   (В. Лунин) 


Занятие №22 Выполните упражнение «Представь себя на месте другого», которое поможет вам взглянуть на себя глазами ребенка, а ребенку лучше понять вас. Выберите наиболее часто повторяющуюся конфликтную ситуацию и разыграйте сценку, поменявшись ролями со своим ребенком. 
Обсудите с ребенком смысл пословицы «В чужом глазу соринку видим, а в своем и бревна не замечаем», попросите ребенка вспомнить примеры из его опыта, приведите свои примеры.
Предложите ребенку выучить стихотворение В. Лунина «Само и сами» с помощью приема «Рисованные стихи».
Сами и само
Ничто
Никогда
Не выходит 
Само.
Само 
Не приходит
К нам на дом 
Письмо.
Само
Не способно
Смолоться
Зерно.
Само
Стать костюмом
Не может
Сукно.
Само
Не умеет
Свариться
Варенье.
Само
Не напишется
Стихотворенье. 
          Мы делать все это
          Обязаны 
          Сами –
          Своей головой
          И своими руками.
(В. Лунин) 



Занятие №23 Поиграйте с ребенком в игры, способствующие развитию внимания, мышления, быстроте реакции на вопрос: «Часть – целое» (см. выше). 
Обсудите с ребенком смысл поговорки «Слезами горю не поможешь». Спросите, в каких случаях он начинает плакать, помогает ли это разрешению проблемы или, наоборот, портит настроение, усугубляет ситуацию. Обсудите вместе, как без слез можно решать проблемы.
Предложите ребенку выучить стихотворение.
Вот бы нашей дочке
Не мешали плакать!
Как бы в уголочке
Стали жабы квакать!
Заросла бы кухня
Камышом, осокой,
Стали бы мы в кухню
Строить мост высокий!
Приходите по мосту,
Гости дорогие!
Приносите нам платочки –
Чистые, сухие!
(И. Пивоварова)

Занятие №24 Предложите ребенку выучить стихотворение Ю. Энтина «Ябеда». Поразмышляйте вместе над вопросами:
- Кого считают ябедой?
- Почему не дружат с ябедой?
- Чего хочет добиться ябеда своими жалобами?
- В каких ситуациях бывает необходимо сказать взрослым о замыслах товарищей? Как это нужно сделать, чтобы не стать ябедой?
Чуть чего – от Миши слышат 
Только жалобы всегда, 
И зовут недаром Мишу 
Ябеда-корябеда! 

Уронили Мишу на пол, 
Он заплакал, как малыш: 
«Приведу я в школу папу – 
Вот тогда ты поглядишь!» 

Если он во время матча 
Не получит сразу пас, 
То бежит он в школу, плача: 
«Будет сказано про вас!» 

Тише, тише! Рядом Миша! 
Рта не надо раскрывать! 
Если только он услышит, 
Всем тогда не сдобровать! 
(Юрий Энтин)


Занятие №25 Предложите ребенку выучить стихотворение В. Кудрявцевой «Волшебник». Спросите своего ребенка, о чем он любит фантазировать, попросите нарисовать фантастическую ситуацию, участником  которой он хотел бы стать. Поразмышляйте с ребенком вместе, когда фантазии могут быть полезны в реальной жизни, люди каких профессий должны уметь фантазировать. Почитайте ребенку фантастические рассказы.
Хочу волшебником я стать,
Чтоб все на свете смочь.
Я о волшебниках мечтать
Могу и день и ночь.
Я сладко спал,
И снилось мне,
Волшебник будто я.
Все звери в море, на земле
Мне верные друзья.

Я с тигром 
Плыл на облаках,
С медведем загорал,
С волками плавал на китах
И на Луну летал.

Я, как ученый, изучал
Там солнечный восход,
И на луне я повстречал
Советский луноход.
Он так обрадовался мне,
Антеннами крутил,
И на прощанье по Луне
Меня он прокатил.

Я быть волшебником хочу,
Чтоб все на свете смочь.
Но о своей мечте молчу –
Кто сможет мне помочь?!
Лишь сам себе я помогу:
Что захочу – я все смогу!
(В. Кудрявцева)


Занятие №26 Предложите ребенку выучить стихотворение В. Кудрявцевой «Тарарам». Можно использовать приемы, помогающие запомнить стихотворение, например «Рисованные стихи». Попросите ребенка подумать и сказать, нужен ли будущему школьнику порядок в комнате и что нужно делать, чтобы не поселился в доме Тарарам. 
 
Кто приехал 
В гости к нам?
К нам приехал
ТАРАРАМ!
Как приехал,
Сразу,
Сразу
Начались его проказы.
Книжки все
Поразбросал,
Стенки все
Поисписал,
Стул забросил на окошко,
В холодильник сунул кошку,
Спрятал бабушкины тапки,
В суп, для вкуса,
Сунул тряпки,
Ну, а в комнате, 
В углу,
Дырку просверлил в полу.
И сказал:
- Ходите тише!
Не придут иначе 
Мыши!
Очень мышек я люблю!
Ну, а кошек –
Не терплю!
В миг он все переиначил.
В общем,
Задал нам задачу.
Что, скажите,
Делать нам,
Если в доме 
ТАРАРАМ?
(В. Кудрявцева)


Занятие №27 Поиграйте с ребенком в игры, тренирующие внимание, произвольность поведения, сообразительность: «Зашифрованное слово», «Найди отличия», «Кулак – ребро – ладонь», «Викторина для эрудитов». Проверьте, правильно ли ребенок понимает значение следующих слов: улица, город, район, река, море, океан, материк, остров, животные, звери, насекомые, птицы, рыбы, морские животные, имя, фамилия, отчество. Любую игру, которая всех больше понравилась Вам за этот учебный год.



 
Все задания, но без пояснений, можно найти здесь.

PSIHOLOGIYa-dz.docx [42,84 Kb] (cкачиваний: 120)

  





 

Изменил: Kseniia

Категория: Специалисты / Психолог Просмотров: 5695 Опубликовано: 17-04-2013, 07:32

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков ...
Ответ:*
Введите код: *