Домашние задания от психолога

В этом разделе в течении всего учебного года будут публиковаться занимательные игры и упражнения, рекомендуемые психологом для домашних занятий с детьми.

Домашние задания предлагаются после 3 занятия в Школе.

 

 


Для младших групп (4 года)

 

Занятие 20

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми. Изготовьте вместе с ребенком кормушку для птиц, прикрепите ее на балконе или над окном так, чтобы можно было видеть прилетающих птиц. Вместе с ребенком понаблюдайте за птицами, обсудите внешние признаки и повадки, общие для всех птиц, особенности каждой птицы. Обратите внимание ребенка на информацию о птицах в энциклопедиях, художественной литературе, мультфильмах и телепередачах. Можно выучить любое стихотворение про птиц.

Поиграйте с ребенком в игры, развивающие тактильное восприятие, внимание, память, активизирующие словарь ребенка. («Перебери крупу»).

«Перебери крупу».

Цель: способствовать развитию тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: непрозрачный небольшой мешочек (чтобы свободно входила рука ребенка) с любой крупой и пятью горошинами.

У меня есть крупа для птиц, но необходимо ее перебрать, найти среди зерен и достать из мешочка пять горошин, чтобы маленькие птички не подавились, случайно проглотив крупную горошину.

Дети по очереди просовывают руку в мешочек и на ощупь ищут горошины.

 

Занятие 21

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми. Побеседуйте с ребенком о вкусовом способе восприятия, предложите вспомнить слова, характеризующие вкус предметов. Поиграйте с ребенком в игры, активизирующие словарный запас, способствующие развитию вкусового восприятия («Угощение», «На вкус и цвет товарищей нет»).

«На вкус и цвет товарищей нет».

Цель: обратить внимание детей на индивидуальность вкусовых ощущений, тренировать выразительность мимических и пантомимических реакций.

Оборудование: карточки с изображением знакомых детям животных, птиц, насекомых, а также человека, различных предметов, которые пригодны или не пригодны для питания животных и др.

Психолог предлагает детям выбрать одну из карточек с изображением животных, затем демонстрирует карточки с изображением предметов питания. Дети от имени выбранного персонажа сообщают, вкусно это или нет, сопровождая свой ответ выразительной мимикой.

«Угощение».

Цель: создать эмоциональный настрой на занятие, способствовать взаимодействию детей, обратить внимание детей на разнообразие вкусовых ощущений.

Оборудование: мяч.

Ведущий стоит с мячом в центре круга, остальные игроки водят хоровод и скандируют рифмовку.

Здравствуй, милый мой дружок!

Дам тебе я пирожок.

В пирог лимон положи,

Вкус его нам расскажи.

Ведущий катит мяч, игрок, поймавший мяч, сообщает вкус лимона и при правильном ответе становится ведущим. Игра продолжается, слово «лимон» заменяется названием другого продукта по выбору ведущего.

 

Занятие 22

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми. Побеседуйте с ребенком о пользе и вреде, которые могут принести различные продукты питания. Выучить стихотворение о правилах питания.

Я думаю, ты, без сомнения, знаешь,

Что пользу приносит не все, что съедаешь.

Запомни и всем объясни очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.

Холодная пища ему не нужна,

И очень горячая тоже вредна.

А сладостей разных

И чипсов, и «колы»

Желудок боится,

Как попа уколов.

Большими кусками

Не стоит глотать,

А тщательно надо

Еду прожевать.

И помни – желудок

У тех не болел,

Кто с детства его

Понимал и жалел!

Поиграйте с ребенком в игру, способствующую развитию внимания, координации движений («Щи-талочка»).

«Щи-талочка».

Цель: способствовать развитию внимания, координации движений.

Слушайте рифмовку, повторяйте за мной движения да будьте внимательны: после слов «выйди вон» надо спрятать ладошки за спину, иначе я вас поймаю!

Чищу овощи для щей,

хлопают в ладоши

Сколько нужно овощей?

разводят руки в стороны

Три картошки,

показывают по три пальца на руках

Две морковки,

показывают по два пальца на руках

Луку полторы головки

на одной руке прямой, на другой

Да петрушки корешок,

согнутый палец

Да капустный кочешок.

показывают по одному пальцу

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

соединяют пальцы обеих рук, образуют шар

Раз! Два! Три!

хлопают в ладоши

Огонь зажжен.

вытягивают руки перед собой

Кочерыжка, выйди вон!

прячут руки, ведущий пытается их поймать

Игра повторяется 2-3 раза.

 

Занятие 23

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми. Побеседуйте с ребенком о роли обоняния в жизни людей и животных. Проверьте, знает ли ребенок орган обоняния и его части (нос, переносицу, крылья носа, ноздри). Поиграйте с ребенком в игру, способствующую развитию восприятия (игра «Узнай по запаху»).

«Узнай по запаху».

Цель: способствовать развитию восприятия.

Оборудование: маленькие, непрозрачные мешочки с различными наполнителями, имеющими характерный, узнаваемый запах, например сухой укроп, долькалимона, кофейные зерна, чайные листья, духи, зубчик чеснока, долька лука и др., а также картинки к каждому наполнителю, изображающие соответствующие предметы.

В этих мешочках лежат такие предметы. Психолог выкладывает картинки, дети называют предметы. Понюхайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит. Чтобы исключить возможность опознания предмета на ощупь, психолог держит мешочек сам.



Для средних групп (5 лет)

 


Занятие 20

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

По теме «Внутренний мир человека»: попросите ребенка нарисовать лицо рассерженного человека. Спросите у своего малыша, когда он бывает сердит, что он чувствует в это время, что ему хочется делать, как он себя ведет, расскажите о причинах своего сердитого настроения, поделитесь своими способами победы над злостью.

Вспомните «мирилки» (стихи для примирения) из своего детства, найдите в литературе соответствующий теме детский фольклор или сочините «мирилку» всей семьей, пусть ребенок поделится новыми знаниями с товарищами на следующем занятии.

Занятие 21

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Мы поссорились с подругой» и разыграйте его сценкой, стараясь точнее передавать эмоции персонажей.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

(А.Кузнецов)

- Почему девочки поссорились?

- Какое настроение после ссоры было у героини этого стихотворения?

-Что решила сделать одна из девочек, чтобы помириться?

-Как бы вы поступили?

Поиграйте в игру «Добрый взгляд», которая поможет детям научиться регулировать свое поведение, обосновывать свои предположения.

«Добрый взгляд».

Цель: познакомить детей со способами саморегуляции, способствовать развитию речи, учить обосновывать свои предположения.

Кто все время сердится,

Очень часто злится,

Не споет тому

Песенку синица.

Не погладит солнышко,

Не обнимет ветер,

Потому что злюку

Боятся все на свете.

Психолог предлагает для рассмотрения разные ситуации, в том числе рассказанные гномом, и просит обосновать положительные стороны этих явлений.

Занятие 22

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

По теме «Внутренний мир человека»: предложите ребенку выучить стихотворение «Принцесса и людоед (или все наоборот)» и разыграйте его сценкой, стараясь точнее передавать эмоции персонажей.

Принцесса и людоед (или все наоборот)

Вот как это было.

Погода была ужасная,

Принцесса была прекрасная.

Днем во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Смотрит: полянка прекрасная,

На полянке землянка ужасная.

А в землянке людоед:

- Заходи-ка на обед.

Он хватает нож, дело ясное,

Вдруг увидел, какая прекрасная…

Людоеду стало худо.

- Уходи, - говорит, - отсюда.

Аппетит, - говорит, ужасный,

Слишком вид, говорит, прекрасный.

И пошла потихоньку принцесса

Прямо к замку вышла из леса.

Вот какая легенда ужасная.

Вот какая принцесса прекрасная.

 

- Какой увидел принцессу автор этого стихотворения?

- Что произошло с принцессой?

- Почему ее не съел людоед?

Психолог предлагает детям разыграть сценку, обращает внимание на эмоции героев стихотворения.

А может, все было наоборот?

Вот как это было.

Погода была, прекрасная

Принцесса была ужасная.

Днем во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Смотрит: полянка ужасная,

На полянке землянка прекрасная.

А в землянке людоед:

- Заходи-ка на обед.

Он хватает нож, дело ясное,

Вдруг увидел, какая ужасная…

Людоеду стало худо.

- Уходи, - говорит, - отсюда.

Аппетит, - говорит, - прекрасный,

Слишком вид, - говорит, - ужасный.

И пошла потихоньку принцесса,

Прямо к замку вышла из леса.

Вот какая легенда прекрасная.

Вот какая принцесса ужасная.

(Г. Сапгир)

- Как изменился взгляд автора на происходящие события?

- В каком настроении можно увидеть такую картину?

Поговорите с детьми о том, что чувство злости мешает людям радоваться, работать, дружить, общаться. Расскажите ребенку, как вы справляетесь с этим чувством. Предложите вместе выполнить упражнения, которые помогут ребенку научиться избавляться от злости без ущерба для окружающих: «Кулачки», «Держи себя в руках».

«Держи себя в руках».

Цель: познакомить детей со способами саморегуляции поведения.

У каждого человека бывают ситуации, когда трудно сдерживать свою злость: хочется кого-то стукнуть или что-нибудь разбить, порвать. Тогда сильные люди могут «взять себя в руки», и сдержать свою злость. Вы, конечно, тоже сильные люди и сумеете справиться с таким настроением. Для этого надо обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Так всегда поступают выдержанные люди! Дети выполняют упражнение.

«Кулачки».

Цель: познакомить детей со способами саморегуляции поведения, снятия агрессии, мышечного напряжения.

Дети зажимают в кулачках мелкую игрушку, предложенную психологом, не видя ее.

Представьте, что вы очень рассердились и вся злость у вас в кулачках. Сожмите их крепко, еще сильнее! Держите свою злость!

Вы так крепко сжали кулачки, что раздавили свою злость и ее больше нет, расслабьте ладошки, медленно раскройте их. Полюбуйтесь на красивую игрушку, которая оказалась в вашей руке. Что приятнее, радоваться или злиться?

Занятие 23

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

По теме «Внутренний мир человека»:предложите вместе выполнить упражнения, которые помогут ребенку снимать напряжение и раздражение: «Брыкание», «Еще сильнее».

«Еще сильнее».

Цель: познакомить детей со способами саморегуляции поведения, снятия агрессии, мышечного напряжения.

Оборудование: большой надувной мяч.

Если случится так, что вы сильно рассердитесь и вам захочется броситься в драку, то, чтобы не обидеть друга и не поссориться с близкими людьми, лучше ударить по мячу. Чем больше вы сердитесь, тем сильнее должен быть удар.

Первый игрок слегка ударяет по мячу и на выдохе произносит: «Ух!» Следующий игрок слегка «прибавляет громкость» и чуть увеличивает силу удара. Психолог обращает внимание детей на то, что увеличение каждый раз должно быть небольшим, иначе товарищи по игре не смогут выполнить ее условие.

«Брыкание».

Цель: познакомить детей со способами саморегуляции поведения, снятия агрессии, мышечного напряжения.

Психолог предлагает детям представить, что они очень рассержены. Дети садятся на стул, на безопасном расстоянии друг от друга, и начинают «брыкаться», дергая ногами, руками, всем телом, выкрикивая: «Нет! Не хочу! Не буду!» Когда дети почувствуют, что они утомились от этого занятия, следует погладить руки, ноги, голову, лицо, приговаривая: «Ручки, не деритесь, ножки, не пинайтесь, лобик, не хмурься, ротик, улыбнись, Ванечка, не злись».

Предложите ребенку вспомнить положительных сказочных героев, поразмышляйте вместе, какие качества характера помогли им преодолеть трудности.

Поиграйте в «Аукцион слов» попробуйте подобрать как можно больше слов, фразеологизмов, пословиц, обозначающих эмоцию злости, эта игра активизирует речь ребенка, расширяет словарный запас.





Для старших групп (6 лет)

 

Занятие 20

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

Попросите ребенка вспомнить и рассказать притчу о пяти слепых мудрецах и слоне. Спросите, чему учит эта притча.

Пять слепых мудрецов хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город, в котором они жили, приехал цирк и привез с собой слона. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешение изучить это таинственное животное.

Они ощупали его с разных сторон и обменялись впечатлениями.

Один потрогал ухо и заявил, что слон широк и шершав, словно ковер. Другой, забравшись на слоновью спину, возразил: слон высок и крепок, точно гора. Третий ощупал хобот и нашел, что слон напоминает трубу. Четвертый обнял слоновью ногу и уверился: слон – это столб. Пятому достался хвост, и он решил, что слон – это что-то вроде метелки.

- Прав ли был каждый из мудрецов?

- Удалось ли мудрецам изучить слона?

- Почему у слепых мудрецов сложилось разное мнение об одном и том же предмете?

- Чему учит эта притча?

Поиграйте в игры, способствующие развитию мышления: «С разных сторон»

Цель: показать детям, что для того чтобы составить достоверное представление о предмете, надо изучить его с разных сторон.

Оборудование: куб с гранями разных цветов, коробка, 4 набора фломастеров цветов, соответствующих граням куба, листы бумаги, стол, четыре стула, расставленные по одному на каждом краю стола

Психолог заранее, незаметно для детей, устанавливает на столе куб так, чтобы с каждого посадочного места была видна только одна грань, и накрывает его коробкой, раскладывает листы бумаги и фломастеры для каждого игрока.

Для игры нам понадобятся 4 участника. Вызвавшиеся дети рассаживаются за столом.

Я сейчас на 2 секунды приподниму коробку, а вы должны запомнить предмет который вам откроется и быстро зарисовать его на своем листе. На рисование вам отводится всего двадцать секунд. Как только мы сосчитаем до двадцати, вы должны показать нам свой рисунок.

Участники производят все действия, демонстрируют свои рисунки - квадраты разного цвета.

Скажите, сколько предметов было под коробкой? Дети, наблюдавшие за экспериментом, отвечают, что они видели только один предмет.

Почему же у всех получились разные рисунки? Кто правильно нарисовал? Если дети не могут найти ответ на данный вопрос, то играповторяется с другой командой участников, пока дети не догадаются, в чем хитрость.

Что же поняли Маша и Ваня после такого эксперимента? Педагог выслушивает детей. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно сформулировать вывод.

Один и тот же предмет с разных сторон может быть виден по-разному. Чтобы правильно судить о предмете, надо изучить его весь.

и «Часть – целое»

Цель: способствовать развитию мышления.

Материал для игры: гриб, куртка, компьютер, петух, город, книга, ботинок, человек, олень, стадо.

Для повышения активности детей можно ввести жетоны за правильный ответ и призы.

Назовите как можно больше частей целого предмета. Например, частями стула являются: спинка, сиденье, ножки.

Занятие 21

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

Предложите ребенку выучить стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану».

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину,

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать…

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну.

Когда я взрослым стану!

Проконтролируйте выполнение графического упражнения на рабочем листе.

Занятие 22

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

Выполните упражнение «Представь себя на месте другого», которое поможет вам взглянуть на себя глазами ребенка, а ребенку лучше понять вас. Выберите наиболее часто повторяющуюся конфликтную ситуацию и разыграйте сценку, поменявшись ролями со своим ребенком.

Обсудите с ребенком смысл пословицы «В чужом глазу соринку видим, а в своем и бревна не замечаем», попросите ребенка вспомнить примеры из его опыта, приведите свои примеры.

Предложите ребенку выучить стихотворение В. Лунина «Само и сами» с помощью приема «рисованные стихи»

Ничто

Никогда

Не выходит

Само.

Само

Не приходит

К нам на дом

Письмо.

Само

Не способно

Смолоться

Зерно.

Само

Стать костюмом

Не может

Сукно.

Само

Не умеет

Свариться

Варенье.

Само

Не напишется

Стихотворенье.

Занятие 23

Задания, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми

Поиграйте с ребенком в игры, способствующие развитию внимания, мышления, быстроте реакции на вопрос: «Часть – целое»

Назовите целое, частью которого является: страница, шляпка, нос, сердце, колесо, рукав, пуговица, дверца, крышка, рога, перо, чешуя, лепесток, ветка, стержень, каблук, пояс, подошва, перила, спинка, стенки.

«Что пропущено»

Цель: способствовать развитию внимания и мышления, учить быстро реагировать на вопрос.

Попробуйте догадаться, что пропущено в последовательности, и быстро назвать пропущенное. Первый, кто ответит правильно, получает жетон. Выигрывает тот, кто собрал больше жетонов. Слушайте внимательно:

1, 2, 3, 5, 6;

10, 9, 7, 6, 5;

лето, осень, весна;

день, ночь, утро;

январь, февраль, апрель;

вторник, среда, пятница;

красный, оранжевый, зеленый;

младенец, ребенок, старик.

Обсудите с ребенком смысл поговорки «Слезами горю не поможешь». Спросите, в каких случаях он начинает плакать, помогает ли это разрешению проблемы или, наоборот, портит настроение, усугубляет ситуацию. Обсудите вместе, как без слез можно решать проблемы.

Предложите ребенку выучить стихотворение.

Вот бы нашей дочке

Не мешали плакать!

Как бы в уголочке

Стали жабы квакать!

Заросла бы кухня

Камышом, осокой,

Стали бы мы в кухню

Строить мост высокий!

Приходите по мосту,

Гости дорогие!

Приносите нам платочки –

Чистые, сухие!



 
Все задания, но без пояснений, можно найти здесь.

PSIHOLOGIYa-dz.docx [42,84 Kb] (cкачиваний: 144)

  





 


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Без окон без дверей полна горница людей.
Ответ:*
Введите код: *